Программа лётных испытаний MRJ90 японской корпорации Mitsubishi Aircraft Corp. была в очередной раз приостановлена после неполадки с двигателем во время испытательного полёта над Тихим океаном.
Один из четырёх базирующихся в Мозес-Лейк, штат Вашингтон, самолётов MRJ90 был экстренно возвращён в международный аэропорт Портленда (PDX) после экстренного отключения одной из двух силовых установок Pratt & Whitney PW1200G.
Самая долгая разработка в истории
Первый в истории японский реактивный пассажирский самолёт Mitsubishi Regional Jet, который изначально предполагалось вывести в коммерческую эксплуатацию в 2013 году, стал известен многочисленными задержками своей программы.
В январе 2017 года Mitsubishi Aircraft объявила об очередном переносе сроков поставки первого MRJ стартовому пользователю All Nippon Airways (ANA) с середины 2018 года на середину 2020 года. Причиной стала «необходимость пересмотра систем и конфигурации электрических сетей самолёта».
Итого, с момента официального старта программы в июне 2007 года ожидаемое время разработки уже составляет 13 лет.
Для сравнения — сроки от старта работ до первой поставки у прямых конкурентов японской разработки:
- Embraer E-Jet, Бразилия: формально представлен в виде модели в Ле-Бурже 14 июня 1999 года, совершил первый полёт 19 февраля 2002 года, был поставлен стартовому пользователю — LOT Polish Airlines (LO) — 17 марта 2004 года.
- Sukhoi Superjet, Россия: был формально утверждён 11 марта 2003 года, совершил первый полёт 19 мая 2008 года, был поставлен стартовому пользователю — Armavia (U8) — 21 апреля 2011 года.
Производитель перенёс основную часть лётных испытаний собираемого в аэропорту Комаки в японской Нагое MRJ90 из Японии в США, поскольку там имеются подходящие аэродромы с должным материально-техническим обеспечением, есть возможность проводить гораздо более частые вылеты, а также потому, что значительная доля сбыта предполагается региональным авиакомпаниям Соединённых Штатов. Первичный график включал 2500 лётных часов.
Mitsubishi отложили поставку первого MRJ на 2020 год
Первый Mitsubishi MRJ90 прибывает на аэродром округа Грант в Мозес-Лейк (Grant County International Airport, Moses Lake, Washington) для испытательной программы 29 сентября 2016 года
Формально представленный в виде масштабного макета в Ле-Бурже 14 июня 1999 года, бразильский Embraer E170 совершил первый полёт 19 февраля 2002 года и был поставлен стартовому пользователю — LOT Polish Airlines (LO) — 17 марта 2004 года
Российский Sukhoi Superjet был формально утверждён 11 марта 2003 года, совершил первый полёт 19 мая 2008 года и был поставлен стартовому пользователю — Armavia (U8) — 21 апреля 2011 года
Проблемы с двигателями Pratt & Whitney бьют по авиапроизводителям
Последний инцидент стал в длинный ряд ранее выявленных проблем с редукторными моторами GTF (PW1000G Geared Turbofan).
Как Airbus семейства A320neo, так и Bombardier семейства CS («C-серия»), оснащаемые разными вариантами GTF, замедлили поставки своей продукции из-за непредвиденных отключений двигателей и необходимости внесения изменений в их конструкцию.
Программа лётных испытаний C-серии была приостановлена на три месяца в 2014 году после сбоя двигателя PW1500G во время наземных испытаний. Однако с тех пор все находящиеся в эксплуатации у латвийской airBaltic (BT) и швейцарской Swiss International Air Lines (LX) канадские самолёты используются без видимых проблем и высоко оцениваются пользователями.
У Airbus ситуация значительно хуже: двигатели PW1100G, установленные на выходящие на коммерческие линии A320neo, показывают недостаточную надёжность работы и периодически отключаются в полёте. В результате, часть эксплуатирующих эти самолёты авиакомпаний — индийские GoAir (G8) и IndiGo (6E), американская Spirit Airlines (NK) — вынуждены периодически прекращать использование своих затронутых сбоями A320neo до устранения причин производителем.
PW1200G для Mitsubishi MRJ90 был сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA) в мае текущего года.
Проблемы с двигателями Pratt & Whitney бьют по Airbus
Программа CSeries канадского производителя Bombardier была задержана на три месяца в 2014 году в связи со сбоями в двигателях Pratt & Whitney PW1500G, однако с тех пор поставленные швейцарской Swiss International Air Lines (на снимке) и латвийской airBaltic самолёты нареканий не получают
Напротив, пользователи Airbus A320neo, выбравшие двигатели PW1100G, сталкиваются с многочисленными проблемами с их надёжностью в эксплуатации и периодически вынуждены экстренно прерывать эксплуатацию авиалайнеров до устранения неполадок. На снимке — Airbus A320-271NWL из проблемой серии в парке индийской авиакомпании IndiGo в аэропорту Чатрапати Шиваджи в Мумбаи. Фото: Gerrit Griem, planespotters.net
Впервые полетевшие 28 мая 2017 году Irkut MC-21 могут оснащаться двигателями Pratt & Whitney PW1400G (наряду с находящимися в разработке ПД-14). Так как программа полётных испытаний только началась и проводится в непубличном режиме, о проблемах с модификацией американского редукторного двигателя для российского самолёта ничего не сообщается